Прошлое
Этот самый маленький в ЦАО район получил название от села Красное, возникшего здесь в 15 веке при великом князе Василии Темном. В 18 веке на его месте уже были Красносельские улицы. Прокладка в середине века Камер-Коллежского вала очертила новую границу Москвы, в которую вошло и Красное село. С этого времени оно окончательно теряет сельский уклад и начинает застраиваться городскими домами.
В 19 веке, в связи со строительством железных дорог и вокзалов, была образована Комсомольская (тогда Каланчевская) площадь, определившая функциональную подчиненность района этому крупнейшему в Москве железнодорожному и транспортно-пересадочному узлу. В результате территория, занятая жилыми постройками, почти в 4 раза меньше внеселитебной территории района.
Настоящее
Из 189 строений муниципального жилья 90 – с деревянными перекрытиями. Более половины муниципальных жилых зданий – ветхие или даже аварийные.
В районе ведется точечная застройка. Особенно активно – в переулках между Сретенкой и проспектом Академика Сахарова. В 2007 году был сдан дом №5 в Малом Головином переулке. В Даевом переулке в 1998 году возведены два здания – пряничный домик карамельной раскраски со щипцами (№22) и №14, тоже почему-то со щипцами. В 2000-м тут же построили дом №5, а в 2005-м – №33.
Недавно реконструировано потрясающе лаконичное краснокирпичное здание в Милютинском переулке (№5, с.1), спроектированное А.Э. Эрихсоном в 1909 году для Центральной телефонной станции Шведско-Датско-Русского телефонного акционерного общества. Раньше здесь размещался телефонный узел. Теперь на первых двух этажах – офисы, а выше – жилые помещения.
В 2002 году начали постепенно сносить памятник промышленной архитектуры конца 19 века – корпуса Калинкинского пивоваренного товарищества на Русаковской, 13-15, архитектор А.Е. Вебер. Особую ценность представляли фронтоны с резными деревянными элементами. К 2008 году осталось одно здание товарищества (№13). Однако несмотря на статус вновь выявленного объекта культурного наследия, и его снесли. Сейчас здесь гостиница «Бородино» и офисно-деловой центр «Бородино Плаза».
Будущее
В 2010 году, по планам властей, подлежат отселению жители ветхих и аварийных домов по адресам: Ананьевский переулок, 5, с.5; Нижняя Красносельская, 23, с.1; Русаковская, 6; Садовая-Спасская, 19, с.2. Жители зданий по адресам Пантелеевская, №№20, с.2 и 24 подлежат частичному отселению.
Кроме этого, к 2011-2012 году планируется закончить реконструкцию с модернизацией фасада будущего элитного дома в Даевом переулке (№29а, с.2), а также строительство жилого комплекса бизнес-класса по адресу Ащеулов переулок, вл.12-14.
Власти запланировали в 2010-2011 годах построить общеобразовательные школы №1652 по адресу Верхняя Красносельская, 30 и №1305 по адресу 2-й Красносельский переулок, 18.
В том же 2-м Красносельском собираются воссоздать два келейных корпуса Ново-Алексеевского монастыря (вл.7).
В 2010 году намечается ввод народных гаражей по адресам: Пантелеевская, вл. №№2 и 20, Краснопрудная, вл. 3/5 и Верхняя Красносельская, вл. 14б-16в.
Достопримечательности
Из средневековых памятников в районе – церковь Петра и Павла на Новой Басманной, 11, соединившая две эпохи. Раннее петровское барокко самой церкви – с грубоватыми волютами на бельведере крошечной колоколенки, увенчанной остроконечным шпицером. И зрелое елизаветинское барокко большой ярусной колокольни – с ордерной декорацией и обилием декоративных деталей, включая пучки колонн.
Классицизм представлен построенным в 1790-е прекраснейшим домом Юшкова по адресу Мясницкая, 21 – два одинаковых корпуса на углу с Бобровым переулком Баженов соединил угловой ротондой с ионической колоннадой.
Здесь же, на Мясницкой – возведенный в те же годы Матвеем Казаковым дом князя А.И. Лобанова-Ростовского (№43). Арка центрального возвышающегося кубического объема опирается на коринфские колонны, боковые части снабжены четырехколонными ионическими пилястровыми портиками с фронтонами над линией кровли. Здесь в 1820 годах обосновалась Московская школа рисования, из которой позже выросла Строгановка.
В эпоху эклектики Константин Тон спроектировал первый в Москве вокзал (1849) – Николаевский (сейчас Ленинградский), точную копию Московского вокзала в Петербурге. Его строгий двухэтажный фасад разбит расположенными в простенках между окнами приставными колоннами. Окна первого этажа украшены гирьками. В центральной части здания – двухъярусная башенка с часами и флагштоком.
В 1893 году по проекту Р.И. Клейна был построен в стиле эклектика доходный дом С.В. Перлова на Мясницкой, 19 – тот, в котором знаменитый чайный магазин. Через 3 года К.К. Гиппиус переоформил фасад в китайском стиле, украсив его миниатюрной пагодой.
В Милютинском переулке находятся костел Святого Людовика (№7, 1830, архитекторы Д.И. Жилярди и А.О. Жилярди) и отнятый у прихожан, сильно перестроенный в советское время костел Петра и Павла (№18, 1838, того же А.О. Жилярди). В 1860-е годы в переулке по проекту Оскара Дидро было возведено в стиле эклектика простое и прекрасное краснокирпичное здание (№7а) приходских училищ Святого Филиппа Нерийского и Святой Екатерины – сейчас здесь лицей Александра Дюма французского посольства, который содержит дом в отличном состоянии.
На стыке эклектики и модерна в 1902 году по проекту Н.М. Проскурнина был возведен дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, 6. Это громадное здание занимает целый квартал, поэтому главной темой протяженных фасадов архитектор сделал эркеры. В архитектуре многоликого здания сочетаются барельефы в духе итальянского Возрождения, античные заполнения фронтонов, стрельчатые готические арки, тяжеловесная романская рустовка и остроконечные кровли. Дом был оснащен уникальным по тем временам инженерным оборудованием – системой принудительной вентиляции с подогревом, фильтрацией и увлажнением наружного воздуха; 50-метровой артезианской скважиной в подвале, снабжавшей жильцов чистейшей водой; электрическими лифтами в каждом подъезде, собственной телефонной станцией и даже нефтехранилищем для автономной электростанции. В советские годы на чердаке дома была мастерская знаменитого на весь мир художника-концептуалиста Ильи Кабакова. Сейчас здесь Институт современного искусства.
Национальный вариант модерна в районе представляют два вокзальных здания. В 1907 году, обновляя Ярославский вокзал, Шехтель воспроизвел дух и формы северной русской архитектуры. В 1926-м, уже в эпоху конструктивизма, Щусев закончил перестройку Казанского вокзала. Его главная башня воспроизводит башню Сююмбеки в Казани – с золотым петушком и гербами Казанского царства. На стенах вестибюля – панно работы Н.К. Рериха, изображающие битву с татарами при Керженце и покорение Казани.
Через три года Щусев дополняет Казанский вокзал Центральным клубом железнодорожников (Комсомольская площадь, 4) – оба здания архитектор мыслит как единый ансамбль. В этом странном сооружении древнерусские мотивы сведены Щусевым к знакам на фасаде конструктивистского по объемам дома. Кстати, именно здесь обнаружился последний из 12-ти стульев гарнитура мадам Петуховой мастера Гамбса.
В ту же эпоху модерна построен дом по адресу Сретенка, 10, где потом десятки лет находилась одна из самых массовых общественных организаций СССР – Союз воинствующих безбожников, с подачи которого в Москве уничтожались бесценные памятники архитектуры. В 1937-м многие члены союза, обслуживавшие социальный заказ на сносы, сами были снесены. После войны на руинах союза возникло общество «Знание».
Эра конструктивизма подарила району такие шедевры, как здание поликлиники НКПС (позднее МПС, а сейчас РЖД) на Новой Басманной, 5, возведенное в 1928 году И.А. Фоминым. Через 2 года Фомин построил по заказу НКВД дом общества «Динамо» на Большой Лубянке, 12 – со сдвоенными безордерными полуколоннами и гладким антаблементом, прорезанным окнами-рондо.
В 1925 году вернувшийся из Италии Б.М. Иофан спроектировал замечательный комплекс жилых домов на Русаковской улице, 7. Композиция из двух зданий с разрывом в центре и обширным внутренним двором восходит к дворцовой архитектуре барокко и классицизма, а обработка фасадов при этом – модернистская.
В 1936 году на Мясницкой, 39 по проекту Корбюзье московский архитектор Н.Я. Колли соорудил здание Центросоюза. Согласно Корбюзье оно должно было стоять на столбах-опорах, иметь ленточное остекление окон и свободную, при желании легко трансформируемую планировку. От его замысла осталось немного. Не сделано северное крыло здания, застроили пространство между опорами, светлые фасады посчитали бедными и облицевали темно-коричневым туфом, а во внутренней отделке использовали мрамор, который Корбюзье считал буржуазным и претенциозным. В итоге гениальный француз от авторства отказался.
В сталинское время были возведены архетипические храмовидные высотки: на Красных Воротах – по проекту А.Н. Душкина; и гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади – по проекту Л.М. Полякова, превосходящая по объему цитирования нарышкинского стиля все московские высотки, при этом самая невысокая и лаконичная из «семи сестер».
В брежневскую эпоху в районе был установлен памятник Лермонтову работы скульптора И.Д. Бродского, который с 1965 года так и стоит на площади его имени – а кто ж его посадит, он же памятник. В новейшее время, в 2008 году, возник памятник гениальному инженеру В.Г. Шухову, который жил на пересечении бульварного кольца и Мясницкой. В основе постамента – имитация шуховской башни, признанной архитекторами всего мира шедевром русского авангарда, но при этом уже давно находящейся в аварийном состоянии.
Инфраструктура
Крупнейшие радиальные магистрали района – Краснопрудная и Русаковская улицы и проспект Академика Сахарова, кольцевые – Садовая-Спасская и улица Гаврикова. В районе находятся три вокзала – Ленинградский, Ярославский и Казанский; и пять станций метрополитена – Тургеневская, Сухаревская, Комсомольская, Красные ворота и Красносельская.
На Комсомольской площади планируется построить новый вокзальный комплекс, из которого пассажиры смогут отправиться на экспрессе в любой из трех аэропортов Москвы, а позже – в Петербург по высокоскоростной ветке.
Экология
Тяжелая экологическая ситуация в районе создается почти полным отсутствием зеленых зон и присутствием более 10 железнодорожных предприятий и около 500 промышленных, самые крупные из которых – кондитерский концерн «Бабаевский», фабрика «Большевичка», ткацкая фабрика «Мостекстильпром», Московский молочный комбинат №1, завод «Русский хлеб» и Московская обойная фабрика.
|