Местоположение
- Административный округ ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ
- Район ЛЕФОРТОВО
-
Ближайшие станции метро
Авиамоторная
1460 метров, (?)
18 мин. пешком (?)
Бауманская
1830 метров, (?)
22 мин. пешком (?)
Площадь Ильича
1970 метров, (?)
24 мин. пешком (?)
Продажа квартир в этом доме(0)
Аренда квартир в этом доме
(0)
Обращаем ваше внимание, что вся информация соответствует официальным данным БТИ г. Москвы. Тем не менее, данные по некоторым параметрам могут быть не представлены на сайте в связи с постоянным наполнением и обновлением базы данных Неспроста.ru.
Кварталы Москвы
совместно со Slon.ru
- цена за м2 ниже
- цена за м2 выше
Улица получила нынешнее название в 1955 году – в связи с прилежащим к ней кварталом, предоставленным Московскому энергетическому институту (МЭИ, ныне МЭТУ) в безвозмездное срочное пользование и отчасти застроенным общежитиями для его студентов. Квартал этот ограничен красными линиями Энергетической, Красноказарменной, Лефортовского вала и Энергетического проезда.
Нечетная сторона улицы начинается спортивным комбинатом МЭТУ – «Энергия» (официальный адрес: 2-й Краснокурсантский проезд, 12). За комбинатом следует легендарная Лефортовская тюрьма, основанная в 1881 году и перешедшая после революции к ВЧК. В 1954-1991 годы тюрьма была следственным изолятором КГБ, и в ней содержались многие известные советские диссиденты – Владимир Буковский, Александр Солженицын, Юрий Орлов. Сюда же привезли немецкого летчика Матиаса Руста, устроившего знаменитый показательный перформанс с посадкой самолета на Красной площади 28 мая 1987 года. С 1995 года Лефортовская тюрьма стала следственным изолятором ФСБ, и здесь в разное время посидели такие разные люди, как Эдуард Лимонов, Алексей Пичугин, Салман Радуев.
За Лефортовской тюрьмой идет малоинтересная постсталинка №5, 1958 года постройки, повернувшаяся к прохожим своим боковым фасадом. А следом за ней, вдоль красной линии Энергетической улицы, стоит довольно затейливое по архитектуре здание (№7), возведенное в 1940 году для своих сотрудников Центральным институтом авиационного моторостроения, находящимся тут неподалеку – на Авиамоторной, 2. Завершают нечетную сторону три скучные брежневские башни – №№9 и 13 (1968) и №11 (1970).
Гораздо более интересна архитектура четной стороны улицы. Обычные дома №2 (1960) и №4 (1952) сменяет чудесное здание №6 (1930) из красного кирпича, построенное в виде буквы П – сталинская классика с элементами конструктивизма и так называемого кирпичного стиля. От классики дом перенял членение фасадов на ярусы, а также декоративные детали – оформление арок, консольный фриз, арочные обрамления окон и филенки с лепными украшениями под ними. От конструктивизма – лежачие окна и само решение объема в виде сложного сочетания пристыкованных друг к другу отдельных частей – в частности, к дворовым фасадам приставлены две башни с вертикальными лентами окон. Такая мешанина разнородных стилей объясняется просто – в 1930 году были построены два отдельно стоящих четырехэтажных корпуса в стиле конструктивизм, которые в 1952 году объединили в одно целое и надстроили еще двумя этажами. Тогда же фасады и были украшены характерными для московской архитектуры середины 20 века декоративными карнизами и наличниками, выложенными из кирпича разной конфигурации, что по сути является реминисценцией кирпичного эклектичного стиля.
Такая же приставленная круглая башня с вертикальной лентой окон есть и у расположенного рядом, тоже краснокирпичного, дома №8, к. 2 (1930), но это здание сохранилось в чисто конструктивистском исполнении, без дальнейших классицистических добавок.
В те же 30-е годы по типовому проекту, разработанному архитекторами Б.В. Гладковым, Б.Н. Блохиным и А.М. Зальцманом, был построен конструктивистский студенческий городок МЭИ: два Н-образных корпуса здания №10 – для семейных студентов и аспирантов; и четыре параллельно стоящих, повернутых к Энергетической улице боковыми фасадами, корпуса дома №14 – для холостых студентов. Типичные черты конструктивизма в архитектуре этих зданий – лежачие окна и ленточные лоджии; а также большие, на несколько этажей, витражи на лестничных шахтах и переходы между корпусами, поднятые на опоры. Этот же типовой проект применялся и в других студенческих городках – на Студенческой улице и в Головановском проезде. Все эти застройки периферийных территорий, не имевших на тот момент четко сформированного градостроительного окружения, тяготели к таким вот композициям супрематического характера, не стремившимся сформировать уличный фронт застройки. Уникальность этого культурного явления, к сожалению, была нарушена в 1954 году, когда четыре корпуса здания №14 связали новой постройкой, протянувшейся вдоль Энергетической улицы и, естественно, получившей все прибамбасы сталинской классики – трехчастное членение фасада, двойной ионический фриз и двухуровневые пилястровые портики над проездными арками главного фасада. Тогда же дворовые фасады дома №10 обрели нелепые входные порталы, украшенные незатейливой кафельной плиточкой. На этом трагическая история удивительного конструктивистского студгородка МЭИ, пребывающего в настоящий момент в аварийном состоянии, не закончена – его скоро снесут. К 2015 году здесь собираются построить два новых 7-этажных корпуса и подземную автостоянку.
Завершают четную сторону Энергетической четыре здания из красного кирпича – №№16 к.1 и 18 (оба 1955 года), а также №№20 и 22 (оба 1959 года). Уличные и боковые фасады всех этих домов оформлены одинаково – трехчастное членение, а также регулярно повторяющиеся декоративные вставки с лепниной в виде классицистических пальметт, венков и гирлянд, объединяющие каждая по две пары окон. Отличие лишь в том, что проход между домами №№16 к.1 и 18 обрамлен двумя 3-этажными пристройками, украшенными аркадами.
Что касается планов на будущее, то, кроме строительства новых общежитий, здесь еще планируют построить по проекту архитектурной мастерской «Архимед» 3-секционный 17-этажный жилой дом для ГУ ВВ МВД на участке 2а с двухуровневой подземной автостоянкой.